«Лоббизм как узаконенная форма коррупции в западных странах»
Лоббизм и коррупция – два явления, которые в политической экономике часто рассматриваются в контексте общей проблемы неправомерного влияния на процесс принятия решений. Если коррупция – это явное нарушение закона и общественного морального стандарта, то лоббизм, напротив, позиционируется как легитимное средство представления интересов различных групп в рамках политических систем. На практике лоббизм часто превращается в механизм, посредством которого экономическое и политическое влияние переводит государственную власть на службу узким корпоративным интересам, функционируя как узаконенная форма коррупции.
В статье исследуются механизмы взаимосвязи лоббизма и коррупции в западных странах, приводятся различия и сходства этих явлений, а также рассматриваются конкретные примеры их проявления.
1. Теоретические основы взаимосвязи лоббизма и коррупции
1.1. Определение и различие понятий
Лоббизм – процесс воздействия заинтересованных групп на принятие политических решений, в том числе влекущих экономические последствия, через формализованные каналы взаимодействия с органами власти.
Коррупция – злоупотребление служебным положением в личных целях, противоречащее законодательству и моральным установкам.
Ключевое различие в легитимности: лоббизм определяется правовыми механизмами, тогда как коррупция – вне его. Однако граница между ними подвижна и неочевидна: при отсутствии контроля легальные методы влияния могут трансформироваться в коррупционные практики.
Академическая литература указывает на существенное различие между формальным определением этих явлений и их реальным функционированием в политической системе. Исследователи Кампос и Джиованнони предложили теоретическую основу, по которой лоббизм может быть определен как деятельность по добыче ренты, направленной на законодателей, тогда как коррупция – это деятельность по добыче ренты, направленная на органы, ответственные за применение закона. Согласно этой модели, лоббизм позволяет фирмам, экономическим группам менять правила в их пользу, в то время как коррупция позволяет получить выгоду только от нарушения уже существующих правил. [1]
1.2. Лоббизм и коррупция как субституты и комплементы
Фундаментальный вопрос теории лоббизма и коррупции касается их взаимоотношения: являются ли они субститутами[1] или комплементами?[2]
Исследования предоставляют эмпирические доказательства в пользу гипотезы, согласно которой лоббизм и коррупция являются субститутами и демонстрируют отрицательную корреляцию: где выше уровень лоббизма, там ниже уровень коррупции, и наоборот. [1] [2] Эта модель основана на предположении, что на различных уровнях политико-экономического развития различные формы влияния становятся более эффективными. На высоких уровнях развития, где лоббизм можно осуществлять через легальные каналы и где законодатели оказывают большее влияние на политику, чем исполнители закона, лоббизм становится предпочтительным методом добычи ренты. На низких уровнях развития, где бюрократические препятствия существенны и коррупция относительно недорога, экономические акторы предпочитают использовать коррупцию.
Важным выводом исследований является то, что лоббизм оказывается значительно более эффективным инструментом политического влияния, чем коррупция, даже в менее развитых странах. Это объясняется долговечностью результатов: если лоббисты добиваются изменения закона в свою пользу, такое изменение трудно отменить, тогда как коррупционное соглашение более уязвимо для смены политических режимов или кадровых перестановок.
1.3. Институциональные факторы
Страны с законодательными институтами, которые стимулируют лоббизм, направленный на отдельных законодателей (как, например, в президентских системах с разделением властей), как правило, демонстрируют более высокие уровни лоббизма и более низкие уровни коррупции. Напротив, страны с парламентскими системами и концентрацией власти в руках исполнительной власти, где отдельные законодатели имеют меньше влияния, демонстрируют более высокие уровни коррупции.
Кроме того, федеральные и децентрализованные государства, как правило, испытывают более высокие уровни лоббизма, чем унитарные централизованные государства. Это объясняется тем, что в федеральных системах есть множество независимых политических центров принятия решений, что облегчает использование легальных лоббистских каналов влияния.
2. Сходства и различия между лоббизмом и коррупцией
2.1. Основные сходства
При наличии формальных различий в их определении, лоббизм и коррупция имеют ряд существенных сходств:
- Цель влияния. Обе деятельности направлены на влияние политического процесса в пользу экономических интересов конкретных групп вопреки интересам более широкого общества. Как лоббизм, так и коррупция могут применяться для обхода демократических процедур и общественного контроля.
- Ассиметричное распределение ресурсов. Обе формы влияния дают преимущество экономически мощным группам перед группами, располагающими скромными средствами. Это создает неравное конкурентное поле в политических и экономических процессах.
- Дефицит прозрачности. И лоббизм, и коррупция часто осуществляются вне общественного внимания, в приватных встречах и закрытых переговорах. Такой дефицит прозрачности затрудняет гражданский контроль над процессом принятия решений.
- Нарушение общественного интереса. Обе деятельности нередко приводят к решениям, которые противоречат интересам большинства граждан в пользу экономической выгоды меньшинства.
2.2. Ключевые различия
Однако между лоббизмом и коррупцией существуют важные различия:
- Правовой статус. Лоббизм в западных странах имеет легальную форму, в то время как коррупция является явным нарушением закона и уголовного кодекса.
- Прямота обмена. Коррупция предполагает явный и прямой обмен денег или благ на политические услуги. Лоббизм, напротив, часто основан на более тонких формах влияния – предоставлении информации, аргументации, финансировании политических кампаний и прочих.
- Субъекты влияния. Лоббизм обычно направлен на законодателей и политических деятелей, то есть на тех, кто создает правила. Коррупция обычно направлена на бюрократический аппарат, то есть на тех, кто применяет существующие правила.
- Предсказуемость результата. В коррупционной сделке результат обычно гарантирован – должностное лицо получает выгоду и обязано выполнить нужное действие. Лоббизм менее гарантирован, так как даже финансируемые проекты могут не дать предполагаемого результата.
- Правовые последствия. Участие в коррупции может привести к уголовному преследованию. Лоббизм обычно не влечет за собой уголовной ответственности, а лишь возможные дисциплинарные санкции со стороны профессиональных регуляторов.
3. Проявление лоббизма в западных странах
3.1 Соединенные Штаты Америки
США занимают лидирующее место в мире по уровню развития и формализации лоббистской деятельности. Ежегодно в стране расходуются миллиарды долларов на осуществление такого влияния, при этом наибольшую активность проявляют финансовый сектор, фармацевтическая промышленность, оборонно-промышленные концерны и энергетические компании.
В соответствии с законом о регистрации лоббистов (Lobbying Disclosure Act), все физические и юридические лица, занимающиеся этой деятельностью, обязаны пройти регистрацию и регулярно предоставлять отчеты о своей работе.
Тем не менее, исследования свидетельствуют о том, что значительная часть таких усилий осуществляется в сферах, недостаточно регулируемых законодательством. [3]
3.2 Европейский Союз
Европейский союз создал систему лоббизма, основанную на Реестре прозрачности (Transparency Register). Однако система имеет существенные слабые места: регистрация в реестре является добровольной для многих субъектов, механизмы контроля недостаточны, а штрафы за нарушение – невысокие. [4]
Исследование Transparency International[3] (признана нежелательной организацией в России) показало, что только малая часть европейских стран имеет специальное законодательство, регулирующее лоббизм. В основном лоббизм регулируется через правила конфликта интересов или этические нормы, часто недостаточно строгие. [4]
3.3 Великобритания
Великобритания имеет относительно слабую систему регулирования лоббизма. Хотя существует Реестр интересов членов парламента, в котором фиксируются сведения обо всех договорных отношениях между парламентариями и консультантами, представителями консалтинговых компаний и юридических фирм целостный реестр лоббистов отсутствует.
Вместо этого регулирование осуществляется c помощью опосредованных механизмов: правил парламента, норм этики, раскрытия информации о контактах с министрами.
Это создает значительные пробелы в контроле. Как отмечала газета The Guardian, в Великобритании существует проблема «тайного корпоративного лоббизма», который подрывает справедливость политического процесса. Скандал 2006-2007 годов «Loans for Peerages» (обмен крупных займов на пожизненные звания пэров в палате лордов) демонстрирует уязвимость британской системы. [6]
4. Известные лоббистские скандалы, связанные с коррупцией
4.1 Скандал Джека Абрамоффа (США, 2005)
Один из самых известных скандалов в истории американского лоббизма произошел в 2005 году, когда было раскрыто, что лоббист Джек Абрамофф совершил крупную аферу в отношении индейских племен. Абрамофф вместе со своим партнером Майклом Скэнлоном убедили индейские племена, владеющие казино, нанять их как лоббистов. В ходе своей деятельности лоббисты завышали и подделывали счета, тайно выступали против интересов своих же клиентов, чтобы вынудить их платить еще больше за услуги и прочее.
В результате расследования было установлено, что индейские племена потеряли порядка 80 миллионов долларов. Этот скандал привел к усилению контроля над лоббизмом в США, включая увеличение срока запрета для бывших членов Конгресса на лоббистскую деятельность, и запрет на дарение подарков лоббистами. [6]
4.2 Скандал в индустрии фармацевтики
Лоббизм фармацевтической промышленности в ЕС достигает уровня, который многие эксперты называют примером того, как лоббизм приобретает коррупционные черты. Исследование Corporate Europe Observatory выявило, что 10 крупнейших фармацевтических компаний расходуют около 14 — 16 миллионов евро в год на лоббизм. Это почти в пять раз больше, чем расходуют организации, занимающиеся защитой интересов пациентов.
Такие действия привели к блокировке попыток ввести более эффективный контроль над ценами на лекарства, усилению патентных требований, препятствующих появлению дешевых дженериков[4], активному противодействию к стратегии коллективных закупок, снижающей стоимость вакцин во время пандемии COVID-19.
Это демонстрирует, как легальный лоббизм может функционировать как узаконенная форма коррупции, когда он приводит к политическим решениям, которые явно противоречат интересам общества, включая здоровье и жизнь граждан. [5] [7]
4.3 Финансовый кризис 2008 года
По данным, опубликованным Национальным бюро экономических исследований, США (National Bureau of Economic Research) – финансовые группы, наиболее активно участвовавшие в лоббизме перед мировым финансовым кризисом 2008 года, впоследствии демонстрировали худшие показатели при этом получая большую долю в государственных пакетах финансовой помощи.
Согласно опубликованным документам ипотечные компании Ameriquest Mortgage, Countrywide Financial расходовали миллионы долларов на лоббизм для блокирования законодательства против «хищнического» кредитования в 2002-2006 годах, что привело к тому, что такие компании смогли продолжать рискованные практики кредитования, «раздувая пузырь» через рискованные кредиты. Когда кризис разразился, именно эти компании понесли наиболее значительные убытки.
Это показывает механизм, посредством которого лоббизм функционирует как скрытая форма коррупции: не прямым получением денег в обмен на голос, а созданием благоприятной среды для рискованного бизнеса и получения государственных субсидий, когда остальной бизнес терпит крах. [3] [7]
Заключение
Лоббизм в западных странах зачастую функционирует как узаконенная форма коррупции, так называемая «элегантная коррупция», обеспечивая доступ к процессу принятия решений экономически более мощным группам в ущерб интересам остальных.
Хотя лоббизм формально отличается от коррупции его результаты часто не менее разрушительны для общества и государства.
Эти два явления в значительной мере являются субститутами и западные страны используют лоббизм как более эффективный и защищенный от риска инструмент влияния, что отнюдь не исключает возникновение коррупции –лоббизм завуалированно переводит коррупцию в другие формы и каналы получения выгод и преимуществ.
Савиных Н.Р., Маслов В.Н., г. Уфа, декабрь 2025. С использованием материалов:
1. Campos, N. F., & Giovannoni, F. (2007). Lobbying, Corruption and Political Influence. European Journal of Political Economy, 23(4), 1105-1121.
2. Damania, R., Fredriksson, P. G., & Mani, M. (2003). The Persistence of Corruption and Regulatory Bias in a Low Income Country. Ecological Economics, 45(1), 51-63.
3. Igan, D., Mishra, P., & Tressel, T. (2012). A Fistful of Dollars: Lobbying and the Financial Crisis. NBER Macroeconomics Annual, 26(1), 195-230.
4. Transparency International. (2024). Europe: Unregulated lobbying opens door to corruption. Press Release (признана нежелательной организацией в России).
5. Corporate Europe Observatory. (2019). Big Pharma Lobby in Brussels Damaging Consumer Interest. Research Report.
6. Senate Committee on Indian Affairs. (2006). Final Report of the Investigation into Lobbying Abuses (McCain Committee Report). 1,400+ pages of supporting documents.
7. IMF Working Paper. (2009). A Fistful of Dollars: Lobbying and the Financial Crisis. IMF Publications.
*при подготовке материалов, в том числе, использовались технологии ИИ и машинной обработки данных.
[1] В экономике (substitutes) – это товары или услуги, которые могут заменять друг друга в потреблении, обладая схожими свойствами и удовлетворяя одну потребность.
[2] В экономике – это товары или услуги, дополняющие друг друга и потребляемые одновременно.
[3] Transparency International признана нежелательной организацией в России
[4] Лекарственные препараты, сходные по свойствам с оригиналом
Непотизм как одно из проявлений коррупции: системная взаимосвязь.
Среди факторов, способствующих коррупции, особое место занимает специфический фактор – непотизм, так называемое «кумовство». Непотизм подразумевает предпочтение родственникам, друзьям или знакомым при назначении на профессиональные должности, что может привести к тому, что на ключевых постах или участках оказываются неквалифицированные кадры.
Хотя некоторые могут утверждать, что такая практика способствует лояльности внутри организации, её негативные последствия носят далеко идущий характер и представляют собой существенную проблему в экономике и политике.
Рассмотрим отдельные теоретические и эмпирические аспекты взаимосвязи между непотизмом и коррупцией и выделим механизмы, через которые непотизм способствует коррупционным практикам.
Теоретические основы взаимосвязи
Для понимания механизмов, через которые непотизм порождает коррупцию, можно обратиться к теории агентских отношений. Эта теория описывает взаимодействие между принципалом (лицом или организацией, которое делегирует полномочия) и агентом (лицом, которому делегируются эти полномочия) [1].
Теория агентских отношений основана на предположении, что между принципалом и агентом существует асимметрия информации. Принципал не всегда может точно оценить действия агента или результаты его работы. Это создает условия для так называемого «оппортунистического поведения» агента, когда он использует ресурсы принципала для достижения собственных целей, а не для выполнения задач, поставленных принципалом [2].
1. Оппортунистическое поведение.
Оппортунистическое поведение агента включает в себя использование служебного положения для личной выгоды. В контексте непотизма это может проявляться следующим образом:
- назначение на должности, когда родственники, друзья или знакомые назначаются на ключевые позиции без учета их квалификации, что может привести к принятию неэффективных решений и злоупотреблению служебными полномочиями [3];
- сокрытие информации, когда агенты могут скрывать от принципала реальное состояние дел, что затрудняет контроль за их действиями и может привести к коррупционным схемам [2].
2. Конфликт интересов.
Непотизм создает ситуации конфликта интересов, когда агент имеет личные связи с принципалом (например, если они родственники), это может повлиять на его решения:
- приоритет личных интересов, когда агенты могут принимать решения, которые выгодны для их семьи или друзей, знакомых, а не для общества или организации в целом;
- злоупотребление властью: непотизм может привести к тому, что агенты будут использовать свои полномочия для получения взяток или других форм незаконной выгоды [4].
3. Уменьшение ответственности.
Когда на должности назначаются родственники, друзья, знакомые это может снизить уровень ответственности среди агентов:
- безнаказанность: агенты могут чувствовать себя защищенными от последствий своих действий благодаря родственным, дружественным связям с руководством, что создает атмосферу безнаказанности и способствует распространению коррупции [2];
- сложности в контроле: принципал может испытывать трудности в оценке работы своих агентов из-за личных связей, что делает коррупционные действия менее заметными [3].
4. Влияние на организационную культуру.
Непотизм также влияет на организационную культуру:
- нормализация коррупции: если в организации распространена практика «кумовства», это может создать атмосферу, в которой взятки и другие формы коррупции становятся нормой [1];
- снижение моральных стандартов: работники могут начать воспринимать коррупционные действия как приемлемые, если они видят, что их коллеги получают выгоды благодаря родственным связям [4].
Социальные аспекты
1. Социальные ожидания и нормы.
В обществах с высоким уровнем непотизма эта практика может восприниматься как естественная часть социальной структуры. Это приводит к легитимации коррупционных действий. Например, в некоторых странах Восточной Европы и Центральной Азии непотизм стал неотъемлемой частью политической и экономической жизни, что затрудняет борьбу с коррупцией. Исследования показывают, что в таких культурах коррупция становится частью повседневной жизни, что затрудняет её искоренение [5].
2. Социальное давление.
В обществах с высоким уровнем непотизма может существовать давление со стороны сообщества поддерживать такие практики. Это давление может заставлять людей участвовать в коррупционных схемах, даже если они изначально не намеревались этого делать. Например, работники могут чувствовать необходимость подкупать начальников или предоставлять услуги родственникам для поддержания своих позиций. Это создает атмосферу, где отказ от помощи родственникам, друзьям, знакомым может восприниматься как пренебрежение в отношениях или предательство.
3. Упрощение доступа к ресурсам.
Непотизм упрощает доступ к ресурсам и возможностям для тех, кто имеет родственные связи с влиятельными людьми. Это приводит к неравному распределению ресурсов и возможностей среди граждан. Например, в странах с высоким уровнем непотизма наблюдается явное неравенство в доступе к государственным контрактам и финансированию проектов.
Экономические последствия непотизма
1. Снижение эффективности.
Непотизм может приводить к снижению эффективности работы организаций и государственных учреждений. Когда на ключевые позиции назначаются менее квалифицированные лица по родственным, дружеским связям или по знакомству, что обуславливает риски неэффективного управления и принятия неоправданных решений.
2. Распространение коррупционных схем.
Непотизм способствует созданию коррупционных схем в процессе распределения ресурсов. Например, в государственных закупках компании с близкими связями с чиновниками могут получать контракты без должного конкурсного отбора или для них могут создаваться более благоприятные условия по отношению к другим участникам закупок. Это может привести не только к финансовым потерям для государства, но и к ухудшению качества поставляемых товаров или оказываемых услуг.
3. Долгосрочные экономические последствия.
Долгосрочные последствия непотизма проявляются в снижении доверия к институтам власти и ухудшении инвестиционного климата. Инвесторы могут избегать стран с высоким уровнем непотизма, что ведет к замедлению экономического роста Это создает порочный круг: снижение инвестиций приводит к экономическим трудностям, что в свою очередь усиливает практики непотизма.
Заключение
Взаимосвязь между непотизмом и коррупцией является сложной и многогранной. Непотизм создает системные условия для возникновения коррупционных практик через механизмы недостатка контроля, конфликта интересов и легитимации неправомерного поведения. Эмпирические данные подтверждают эту связь на примерах различных стран и организаций.
Для борьбы с этой проблемой необходимо внедрять прозрачные механизмы назначения на должности, повышать уровень отчетности и создавать независимые органы контроля, что будет способствовать снижению уровня коррупции и повышению доверия общества к государственным институтам.
Савиных Н.Р., Маслов В.Н., г. Уфа, декабрь 2024. С использованием материалов:
[1] Jensen M., Meckling W. Theory of the Firm. Managerial Behavior, Agency Costs and Ownership Structure // Journal of Financial Economics. 1976;
[2] Зайковский В.Н., Давыдов В.Г. (2017). Коррупция в контексте принципал-агентской модели отношений: сущность и основные причины. «Государственная служба», 19(3), 39–45;
[3] Зайков Д.Е. Противодействие непотизму в трудовых отношениях: правовое регулирование и проблемы правоприменения // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2017. № 2. С. 102-115;
[4] Громова Т.А., Левина Н.В., Социальные аспекты коррупции: влияние кумовства на государственное управление // Вестник государственной службы. 2020;
[5] Khan, M.H., Corruption and Economic Development: The Role of Nepotism in the Public Sector. 2004.
Борьба с коррупцией в Китае, генезис, традиции, современность.
Коррупция в Китае имеет глубокие исторические корни, усугубленные экономическими реформами, начатыми в конце 1970-х годов при Дэн Сяопине. В результате этих реформ страна перешла от строго плановой к экономике с элементами рыночных отношений, что привело к расширению возможностей для коррупции на различных уровнях власти и общества. Быстрый экономический рост создал благодатную почву для коррупции, особенно когда местные чиновники получили больше власти и автономии в управлении ресурсами и проведении политики [1].
Императорский Китай
Коррупция в Китае времен правления императоров была серьезной проблемой, особенно во времена династий Мин (1368-1644) и Цин (1644-1911). Корни этой коррупции можно проследить в нескольких взаимосвязанных факторах, включая экономические условия, слабость общественных и властных институтов и культурные установки.
Зависимость династии Мин от земельных налогов привела к фискальным проблемам, которые способствовали широкому распространению коррупции. К концу XIX века доходы от коррупции, по современным расчетам, в 14-20 раз превышали официальные, при этом около 20 % сельскохозяйственной продукции шло на потребление лишь ограниченной части населения, составляющей менее 1 % [2]. По мере снижения налоговых поступлений чиновники столкнулись с сокращением зарплат, что создало для них стимул для участия в коррупционных действиях, таких как взяточничество и вымогательство.
Обе династии боролись с неадекватными структурами управления.
Законы династии Цин, направленные против коррупции, часто применялись произвольно, что привело к формированию культуры, в которой многие чиновники чувствовали себя уверенно в своей коррупционной деятельности. Наказания за коррупцию могли быть суровыми, однако применялись они непоследовательно, что приводило к минимальным сдерживающим факторам для многих чиновников. Например, мелкие проступки могли привести к суровым физическим наказаниям, которые часто не сдерживали более крупные коррупционные деяния [2].
В культурном контексте конфуцианские идеалы подчеркивали моральную честность и служение обществу, но эти принципы часто вступали в противоречие с реалиями управления. Современники XVIII века отмечали, что коррупция приводит к «высасыванию жизненной силы народа». Так, Сюй Вэньби, работавший в качестве судьи в уезде Юнчуань в провинции Сычуань с 1764 по 1768 год, сокрушался о последствиях коррупции для китайского народа: «Там, где проявляется коррупция, существует сотня уловок, чтобы высосать из людей их жизненную силу. Как можно представить, что богатства региона не будут истощены за несколько лет?» [3].
Социальные последствия коррупции не только подрывали авторитет правительства, но и способствовали нестабильности и недовольству в народе. Восприятие разгула коррупции подрывало доверие к чиновникам и государственным институтам, делая ее критической проблемой, которая в конечном итоге способствовала более широким общественным потрясениям в конце XIX — начале XX века.
В целом, коррупция в императорском Китае была глубоко укоренена в политической и экономической системах того времени. Ее подпитывали низкие зарплаты чиновников, слабый институциональный контроль и культурные установки, которые одновременно критиковали и терпимо относились к коррупции. Это оказало глубокое воздействие на управление и общество, создав основу для значительных изменений в политическом ландшафте Китая в последующие годы.
Республиканская эпоха
Коррупция в Китае в республиканскую эпоху (1912-1949) была важной проблемой, которая оказала глубокое влияние на политический ландшафт и способствовала окончательному приходу к власти Коммунистической партии Китая (КПК). Эта эпоха была отмечена широко распространенной коррупцией, особенно при Гоминьдане — консервативной политической партии Китая, что в конечном итоге подорвало ее легитимность и эффективность.
Гоминьдан, возглавляемая Чан Кайши, столкнулась с серьезными проблемами из-за разгула коррупции в своих рядах. Это проявлялось в различных формах, включая взяточничество, растраты и непотизм. Неспособность Гоминьдана эффективно управлять страной и обуздать коррупцию оттолкнула от нее население и уменьшила ее базу поддержки. В результате, несмотря на более оснащенные вооруженные силы, население поддержало КПК, которая воспользовалась этим недовольством во время Гражданской войны в Китае.
На протяжении всей республиканской эпохи предпринимались различные попытки борьбы с коррупцией. Однако зачастую эти попытки были поверхностными или плохо выполнялись. Например, Чан Кайши проводил кампании, направленные на продвижение традиционных конфуцианских ценностей с помощью таких инициатив, как «Движение за новую жизнь», которое стремилось привить чиновникам моральную дисциплину, но имело ограниченный успех в борьбе с коррупцией [4].
Неспособность Гоминьдана решить проблему коррупции способствовала политической фрагментации и нестабильности, что привело к региональным конфликтам. Коррупция отвлекала ресурсы от развития инфраструктуры, препятствуя экономическому росту. Неудачи партии послужили благодатной почвой для прихода к власти коммунистической партии, которая эффективно мобилизовала общественную поддержку против коррупции.
Таким образом, коррупция в республиканскую эпоху Китая была не просто административной проблемой, а важнейшим фактором, влиявшим на политическую динамику и доверие общества к управлению, что в конечном итоге проложило путь к коммунистическому правлению.
Борьба с коррупцией в коммунистическом Китае
Коррупция оставалась важной проблемой в Китае с момента образования Народной Республики в октябре 1949 года. КПК постоянно сталкивалась с проблемами борьбы с коррупцией в своих рядах, что привело к проведению различных антикоррупционных кампаний на протяжении десятилетий.
В первые годы после основания Китайской Народной Республики компартия стремилась укрепить власть и искоренить коррупцию в остатках националистического правительства. Администрация Мао Цзэдуна осуществляла строгий идеологический контроль и проводила кампании, направленные на искоренение коррупции, особенно во время таких кампаний, как Кампания против правых элементов (1957) и Культурная революция (1966-1976). Эти кампании часто были направлены на предполагаемых врагов в партии и обществе, что приводило к широкомасштабным чисткам, а не к систематическим мерам по борьбе с коррупцией [5].
Эпоха после Мао и экономические реформы (1978-2000)
После экономических реформ Дэн Сяопина, начавшихся в 1978 году, в Китае начался быстрый экономический рост, но вместе с тем и всплеск коррупции. Либерализация экономики создала новые возможности для злоупотреблений, поскольку чиновники использовали свое положение в личных целях. В ответ на это Сяопин инициировал несколько антикоррупционных кампаний, особенно в конце 1980-х годов. Однако эти усилия часто были непоследовательными и не имели всеобъемлющей основы.
Протесты на площади Тяньаньмэнь в 1989 году «высветили» недовольство населения коррупцией и проблемами управления. После этих событий КПК признала коррупцию критической угрозой для своей легитимности. В ответ на это были начаты различные кампании по борьбе с коррупцией, включая усиление контроля за чиновниками и громкие расследования.
Эпоха Цзян Цзэминя и Ху Цзиньтао (1993-2012)
Во время правления Цзян Цзэминя (1989-2002) борьба с коррупцией была формализована путем создания различных дисциплинарных органов в КПК. Однако эти меры часто служили скорее инструментом политического маневрирования, чем реальными попытками искоренить коррупцию. Время от времени появлялись громкие дела, но системные проблемы сохранялись.
Администрация Ху Цзиньтао (2002-2012) продолжила эту тенденцию, сделав упор на «научное развитие» и «гармоничное общество», что включало борьбу с коррупцией как часть поддержания социальной стабильности. Центральная комиссия по проверке дисциплины (ЦКИД) стала более активно расследовать дела коррумпированных чиновников, но эти усилия часто рассматривались как политически мотивированные, а не как комплексные реформы [6].
Современные антикоррупционные кампании
Значительный сдвиг в борьбе с коррупцией произошел с приходом к власти Си Цзиньпина в 2012 году. Его администрация развернула беспрецедентную антикоррупционную кампанию, направленную как на высокопоставленных чиновников («тигров»), так и на бюрократов низшего звена («мух»). В результате этой кампании были проведены расследования и привлечены к ответственности более 2,3 миллиона чиновников, в том числе множество высокопоставленных лиц в армии и на государственных предприятиях [7].
Стратегия современной антикоррупционной кампании в Китае включает следующие ключевые решения.
- Институциональная реформа. Создание Национальной контрольной комиссии (НКК). Это независимое ведомство с профессиональными сотрудниками антикоррупционной службы создано для надзора за государственными служащими.
- Централизованные инспекции. Использование централизованных инспекционных групп позволяет проводить тщательные проверки и расследования деятельности местных органов власти и государственных предприятий, обеспечивая подотчетность на всех уровнях.
- Усовершенствование законодательной базы. Администрация Си Цзиньпина подчеркнула необходимость укрепления правовой базы для эффективной борьбы с коррупцией. Поправки к законам расширили сферу применения антикоррупционных мер, распространив наказание и на работников частного сектора.
- Международное сотрудничество. Китай участвует в международных усилиях по репатриации скрывающихся от правосудия коррупционеров и возвращению активов, примером чему служат такие инициативы, как «Пекинская декларация о борьбе с коррупцией» [8].
Последние события
Начиная с 2023 года, акцент в борьбе с коррупцией смещается в сторону конкретных отраслей, например, таких как финансы, здравоохранение и спорт. Среди громких дел – приговор бывшему президенту Китайской футбольной ассоциации Чэнь Сююаню к пожизненному заключению за взяточничество. Кампания продолжает адаптироваться, нацеливаясь на системные проблемы в секторах, подверженных коррупции.
Проблемы и критика
Несмотря на эти меры, проблемы остаются:
- Политические риски. Кампания вызвала опасения чиновников по поводу безопасности их работы, что может создать атмосферу недоверия и помешать эффективному управлению.
- Общественное восприятие. Несмотря на то, что правительство пропагандирует борьбу с коррупцией, среди граждан сохраняется скептицизм в отношении искренности и эффективности этих кампаний.
- Долгосрочная устойчивость. Критики утверждают, что без фундаментальных реформ, направленных на устранение коренных причин коррупции, таких как отсутствие прозрачности и подотчетности, эти усилия могут принести лишь временные результаты [9].
Заключение Борьба с коррупцией в Китае представляет собой сложную взаимосвязь исторических традиций, современных стратегий и текущих проблем. Хотя были достигнуты существенные успехи, включая правовые реформы и институциональную перестройку, эффективность этих мер по-прежнему зависит от решения более глубоких системных вопросов, которые выходят за рамки карательных мер и способствуют подлинной подотчетности и прозрачности в структурах управления.
Савиных Н.Р., Маслов В.Н., г. Уфа, октябрь 2024. С использованием материалов:
[1] Asuman S.A. Fighting corruption: lessons from China’s decisive triumph over the vice. https://dwcug.org/fighting-corruption-lessons-from-chinas-decisive-triumph-over-the-vice/ 2012;
[2] Ni S., Van P.H. High Corruption Income in Ming and Qing China. // Journal of Development Economics. Volume 81, Issue 2, December 2006, Pages 316-336;
[3] Park N.E. Corruption in Eighteenth-Century China. //The Journal of Asian Studies, Volume 56 , Issue 4 , November 1997 , pp. 967 – 1005;
[4] 朱加樟 吳迪. 中共百年・理想|1921-1936:由浪漫到實幹 在覆滅邊緣重生. 2021. https://www.hk01.com/;
[5] Chung Y.L. The Witch-Hunting Vanguard: The Central Secretariat’s Roles and Activities in the Anti-Rightist Campaign. //The China Quarterly No. 206 (June 2011), pp. 391-411;
[6] Xi’s uncompromising fight against corruption. // Xinhua. January 11, 2024. http://english.scio.gov.cn/m/topnews/2024-01/11/content_116934147.htm;
[7] Reddy R.K. Campaign: Tigers, Flies, and Everything in Between. // TheDiplomat. May 12, 2022. https://thediplomat.com/2022/05/chinas-anti-corruption-campaign-tigers-flies-and-everything-in-between;
[8] Kwok T. China’s fight against corruption achieves remarkable results. // Chinadaily. April 11, 2024. https://www.chinadailyhk.com/hk/article/580663; [9] Brief Introduction to the Work of Corruption Prevention in China. //United Nations. August 22, 2024. https://www.unodc.org/documents/treaties/UNCAC/WorkingGroups/workinggroup4/2011-August-22-24/Replies_to_CU_2011_45/20110616_China_English.pdf.
Коррупция. Факторы возникновения, последствия. Основные направления по борьбе с коррупцией в России.
Коррупция – явление, о котором мы часто слышим в нашем обществе, при этом его негативные последствия могут быть очень серьезными. Коррупция принимает различные формы – от мелкого взяточничества до крупномасштабных хищений – и затрагивает людей повсюду. При отсутствии противодействия она проникает во все сферы жизни, препятствуя устойчивому развитию общества. Проблема известна со времен создания первых древних государств и законов и уже с тех времен признавалась как зло, препятствующее управлению государством и подрывающее политическую систему. К первым упоминаниям о борьбе с подобными злоупотреблениями относят записи на глиняных табличках шумерского города-государства Лагаш. В них описаны реформы Урукагины, царя правившего в 2319 — 2311 годах до н. э., направленные на защиту граждан от обмана при сборе налогов и посягательства на имущество со стороны знатных лиц. Коррупция остается на сегодняшний день одной из фундаментальных проблем во всех странах мира, проявляясь во многих аспектах. Из-за технологического прогресса явление приобретает транснациональный характер, поскольку в современном мире финансовые средства легче перемещаются как внутри стран, так и за их пределами, что позволяет скрывать незаконные доходы. В нашем законодательстве выделяют следующие основные виды коррупционных преступлений: 1. Злоупотребления служебным положением или полномочиями. 2. Взяточничество. 3. Коммерческий подкуп. 4. Незаконное использование служебного положения в ущерб обществу и государству для извлечения собственной выгоды либо в интересах третьих лиц. Факторы возникновения коррупции. Коррупция возникает в силу множества факторов. К наиболее значимым относят: Политико-организационные. • Проявление недобросовестности со стороны исполнительной власти, выраженное в функционировании патронажного механизма формирования государственного аппарата, при котором проявляется непотизм - предоставление привилегий родственникам или друзьям независимо от их профессиональных качеств. • Чрезмерное присутствие бюрократических разрешительных процедур, ограничений на различные действия граждан. • Отсутствие публичного контроля работы должностных лиц институтами гражданского общества при непрозрачности деятельности органов власти и местного самоуправления. • Нечеткое разграничение компетенций среди госструктур в условиях частичного дублирования функций, при небрежном подходе чиновников к выполнению возложенных на них задач. • Слабость политики противодействия коррупции, выражающаяся в дискретности действий в вопросах возбуждения уголовных дел в отношении должностных лиц, допустивших нарушения коррупционного характера. • Недостаточная результативность деятельности контрольных и надзорных структур. Учреждения, предназначенные для обеспечения действенного государственного реагирования на проявления коррупции правовыми методами, сами могут быть уязвимы для коррупции. Правовые. Несовершенство, пробелы в законодательстве, не гарантирующее уголовным делам, связанным с коррупцией конкретную перспективу судебного рассмотрения. Отсутствие четкого отработанного механизма реализации имеющихся норм права, нацеленных на противодействие коррупции. Экономические. Несовершенство механизма распределения (прежде всего природных) ресурсов, сложности в администрировании обширных территорий, барьеры в допуске к объектам инфраструктуры. Низкий уровень благосостояния населения, недостаточность заработных плат государственных и муниципальных служащих в сочетании с их высокими возможностями влияния на деятельность предприятий, учреждений и граждан. Социально-культурные. Устоявшаяся практика бюрократических поведенческих моделей, создающая равнодушное восприятие обществом проявлений коррупции. Ценностные приоритеты в социуме, имеющие в своей основе стремление к материальному благополучию в ущерб общественным, национальным интересам, создают благоприятную почву для проникновения коррупции в разные сферы жизни, отметают у граждан нравственные барьеры. Последствия коррупции Коррупция порождает разрушительные для общества последствия, к которым относятся: • Сдвиг стратегических приоритетов от обеспечения общегосударственного строительства к установлению господства олигархических структур. • Потеря авторитета государства в глазах населения. В результате любые инициативы властей вызывают отторжение у граждан. • Снижение инвестиций и деловой активности из-за коррупционных барьеров в экономике. Отток капитала за границу. • Подрыв международной репутации государства, что создает препятствия для торгово-экономической интеграции. • Зависимость коррупционеров, укрывающих накопления в активах за границей, от властей в этих странах, что вредит интересам государственной безопасности. Основные направления по борьбе с коррупцией в России. Направления борьбы с проблемой в нашей стране на текущий момент актуализированы в Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы. Ключевой идеей документа является формирование транспарентной и действенной правовой системы, направленной на выявление и пресечение коррупционных явлений, которая включает в себя совершенствование: • механизма ограничительных, запретительных мер в областях деятельности лиц, имеющих отношение государственным активам; • процедур по предупреждению и устранению конфликта интересов, контроля соответствия расходов доходам; • нормативно-правовой работы с нарушениями в области соблюдения антикоррупционных требований к должностным лицам, уголовных санкций в отношении коррупционеров; • практики запретов на определенные виды деятельности в отношении лиц, уволившихся с государственных должностей; • антикоррупционных мероприятий в отношении компаний негосударственного сегмента экономики. Среди задач плана можно особо отметить меры предусматривающие применение современных технологий: • Повышение уровня и глубины контроля над доходами и расходами чиновников с подачей деклараций о доходах и собственности в электронной системе и более строгими санкциями за нарушения. • Совершенствование механизма обработки обращений, жалоб граждан по антикоррупционным вопросам, в том числе, с использованием интернет порталов. • Обеспечение прозрачности и конкуренции в системе госзакупок с обязательной публикацией информации интернет ресурсах. • Разработку мер противодействия использованию цифровых активов в коррупционных преступлениях. Антикоррупционные изменения в нашей стране за последние годы привнесли реальные позитивные результаты. К примеру, проведены институциональные преобразования в сфере взаимодействия граждан и государства – созданы автоматизированные цифровые суперсервисы системы госуслуг, многофункциональные центры по принципу «единого окна», обеспечен свободный доступ предпринимателей всех уровней к госзакупкам через электронные торговые площадки. Также в широкую практику внедряется проведение электронных торгов по продаже, аренде государственного и муниципального имущества и земельных участков. Это позволило устранить человеческий фактор и в значительной степени ликвидировать условия для возникновения коррупциогенной составляющей. В целом задача кардинального снижения уровня коррупции напрямую связана с созданием прозрачности и открытости во взаимоотношениях граждан и государственных институтов и формированием в гражданском обществе атмосферы всеобщей нетерпимости к любым проявлениям коррупции. Савиных Н.Р., Маслов В.Н., г. Уфа, декабрь 2023. С использованием материалов: Платов, Е. В. Причины коррупции в России, 2018; Benjamin R. Foster. Social Reform in Mesopotamia // Social Justice in the Ancient World, K. Irani and M. Silver eds., 1995; Фиалковская И.Д., Коррупция: понятие, признаки, виды, 2022; Верба, Н. В. Вопрос коррупции и ее активности в Российской Федерации, 2023; Паршин, И. С. Причины и условия коррупционной преступности, 2014; ФЗ №273 от 25.12.2008 «О противодействии коррупции»; Указ Президента Российской Федерации от 16.08.2021 № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 – 2024 годы».
Противодействие коррупции – одна из ключевых задач современного государства
Противодействие коррупции – одна из ключевых задач современного государства. «В ком совесть есть и есть закон, тот не украдет и не обманет, а вору дай хоть миллион – он воровать не перестанет» И.А. Крылов Коррупция - сложное социальное, экономическое и политическое явление, которое, в той или иной степени, затрагивает все страны, вне зависимости от уровня развития. Итальянский политический теоретик и мыслитель XV века Никколо Макиавелли сравнивал коррупцию с болезнью: «Вначале её трудно распознать, но легче лечить. Если же она запущена, то её легко распознать, но излечить трудно». Актуальны эти слова и в современном обществе, в том числе и в нашей стране. В различных сферах государственной и общественной жизни коррупция представляет серьезную опасность: подрывает доверие людей к правительству, усугубляет политическое и экономическое неравенство, порождает организованную преступность, ставит под угрозу национальную безопасность и вызывает негативные явления в экономике в целом. Как полагают некоторые исследователи «корни» коррупции в России уходят глубоко в ее историю, где это явление взращивалось на средневековой системе «кормлений», когда назначаемые князьями чиновники на местах рассматривали свои посты в первую очередь как источники заработка. Таким же образом вплоть до XVIII века на это явление смотрела и центральная власть. Во времена правления Петра I со взяточничеством стали бороться и за взятки стали наказывать. Полностью проблему коррупции это не решило, зато вывело само явление за пределы правового поля, сделав его противозаконным по сути. С тех пор борьба с коррупцией в нашей стране велась с переменным успехом, но нормативное закрепление понятие «коррупция» впервые в истории отечественного права получило только в 2008 году. В современной России с 2008 года реализуются Национальные планы противодействия коррупции, в соответствии с которыми создана законодательная база противодействия коррупции, приняты организационные меры по ее предупреждению. Федеральным законом от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определены меры, направленные на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению, заложены базовые основы в деятельности государственных и муниципальных органов по повышению эффективности противодействия коррупции. Борьба с коррупцией - общегосударственная задача, поэтому Национальные планы противодействия коррупции утверждаются указами Президента Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации Владимира Путина от 16 августа 2021 года № 478 утверждён очередной Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 годы. В Национальном плане закреплены основные направления деятельности органов государственной и муниципальной власти по противодействию этому пагубному явлению, определена необходимость разработки антикоррупционных стандартов, особая роль отводится общественному и парламентскому контролю. Противодействие коррупции относится к компетенции всех без исключения уровней власти и гражданского общества и ведется по двум направлениям – борьба с коррупцией и ее предупреждением. Эффективная борьба с этим злом невозможна без развития зрелого гражданского общества и независимых общественных институтов, объективной работы средств массовой информации и формирования в обществе в целом нетерпимости к коррупционным проявлениям. Также основным направлением в данном вопросе является повышение прозрачности в работе всех ветвей и уровней власти, их публичность открытость, повышение уровня информатизации и регламентации процедур и оказываемых услуг. Эта работа должна вестись в тесном взаимодействии законодательной, исполнительной, судебной властью, общественными организациями. Только всеобщие приложенные усилия способны дать ощутимый эффект по снижению коррупционных проявлений. За последние годы в нашей стране проведена большая системная работа в этом направлении, что в целом положительно отразилось практически на всех сферах общественной жизни. Коррупция - серьёзная угроза для любого государства и общества, и поэтому Российская Федерация как великая и сильная страна принимает вызов и решает эту глобальную проблему современности системно, планомерно и целенаправленно. Маслов В.Н., Скирмант С.Г., г. Уфа, сентябрь 2023 г. с использованием материалов: обращения Президента Российской Федерации Владимира Путина к участникам 6 сессии Конференции государств-участников Конвенции ООН по борьбе с коррупцией (г. Санкт-Петербург, 02 ноября 2015 г.) // Официальный сайт Российской газеты. Доступ: http://www.rg.ru/2015/11/02/putin-site.html / Российская газета, декабрь 2009 г. Интернет ресурс: https://info24.ru/news/v-2018-godu-v-rossii-arestovali-rekordnoe-chislo-federalnyh-chinovnikov.html Дата доступа: 31.01.2019 г. Позднякова Е. В. Административно-правовая трансформатика: защита безопасности граждан и профилактика коррупции: монография М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та. - 142 с. «Молодой учёный» №17 (255) апрель 2019 г.