Контрольно-счетная палата

Контрольно-счётная палата городского округа город Уфа Республики Башкортостан

г. Уфа, 450075, ул. Блюхера, 2/2
+7 (347) 291-27-23
ufakso@ufacity.info

Публикации

Коррупция. Факторы возникновения, последствия. Основные направления по борьбе с коррупцией в России.

Коррупция – явление, о котором мы часто слышим в нашем обществе, при этом его негативные последствия могут быть очень серьезными. Коррупция принимает различные формы – от мелкого взяточничества до крупномасштабных хищений – и затрагивает людей повсюду. При отсутствии противодействия она проникает во все сферы жизни, препятствуя устойчивому развитию общества. 

Проблема известна со времен создания первых древних государств и законов и уже с тех времен признавалась как зло, препятствующее управлению государством и подрывающее политическую систему.

К первым упоминаниям о борьбе с подобными злоупотреблениями относят записи на глиняных табличках шумерского города-государства Лагаш. В них описаны реформы Урукагины, царя правившего в 2319 — 2311 годах до н. э., направленные на защиту граждан от обмана при сборе налогов и посягательства на имущество со стороны знатных лиц.

Коррупция остается на сегодняшний день одной из фундаментальных проблем во всех странах мира, проявляясь во многих аспектах. Из-за технологического прогресса явление приобретает транснациональный характер, поскольку в современном мире финансовые средства легче перемещаются как внутри стран, так и за их пределами, что позволяет скрывать незаконные доходы.
В нашем законодательстве выделяют следующие основные виды коррупционных преступлений:
1.	Злоупотребления служебным положением или полномочиями. 
2.	Взяточничество. 
3.	Коммерческий подкуп.
4.	Незаконное использование служебного положения в ущерб обществу и государству для извлечения собственной выгоды либо в интересах третьих лиц.
Факторы возникновения коррупции.
Коррупция возникает в силу множества факторов. К наиболее значимым относят:
Политико-организационные. 
•	Проявление недобросовестности со стороны исполнительной власти, выраженное в функционировании патронажного механизма формирования государственного аппарата, при котором проявляется непотизм - предоставление привилегий родственникам или друзьям независимо от их профессиональных качеств.
•	Чрезмерное присутствие бюрократических разрешительных процедур, ограничений на различные действия граждан.
•	Отсутствие публичного контроля работы должностных лиц институтами гражданского общества при непрозрачности деятельности органов власти и местного самоуправления.
•	Нечеткое разграничение компетенций среди госструктур в условиях частичного дублирования функций, при небрежном подходе чиновников к выполнению возложенных на них задач.
•	Слабость политики противодействия коррупции, выражающаяся в дискретности действий в вопросах возбуждения уголовных дел в отношении должностных лиц, допустивших нарушения коррупционного характера. 
•	Недостаточная результативность деятельности контрольных и надзорных структур. Учреждения, предназначенные для обеспечения действенного государственного реагирования на проявления коррупции правовыми методами, сами могут быть уязвимы для коррупции.

Правовые. 
Несовершенство, пробелы в законодательстве, не гарантирующее уголовным делам, связанным с коррупцией конкретную перспективу судебного рассмотрения. Отсутствие четкого отработанного механизма реализации имеющихся норм права, нацеленных на противодействие коррупции.

Экономические. 
Несовершенство механизма распределения (прежде всего природных) ресурсов, сложности в администрировании обширных территорий, барьеры в допуске к объектам инфраструктуры. Низкий уровень благосостояния населения, недостаточность заработных плат государственных и муниципальных служащих в сочетании с их высокими возможностями влияния на деятельность предприятий, учреждений и граждан.

Социально-культурные. 
Устоявшаяся практика бюрократических поведенческих моделей,  создающая равнодушное восприятие обществом проявлений коррупции.
Ценностные приоритеты в социуме, имеющие в своей основе стремление к материальному благополучию в ущерб общественным, национальным интересам, создают благоприятную почву для проникновения коррупции в разные сферы жизни, отметают у граждан нравственные барьеры.

Последствия коррупции
Коррупция порождает разрушительные для общества последствия, к которым относятся:
•	Сдвиг стратегических приоритетов от обеспечения общегосударственного строительства к установлению господства олигархических структур.
•	Потеря авторитета государства в глазах населения. В результате любые инициативы властей вызывают отторжение у граждан.
•	Снижение инвестиций и деловой активности из-за коррупционных барьеров в экономике. Отток капитала за границу.  
•	Подрыв международной репутации государства, что создает препятствия для торгово-экономической интеграции.
•	Зависимость коррупционеров, укрывающих накопления в активах за границей, от властей в этих странах, что вредит интересам государственной безопасности. 

Основные направления по борьбе с коррупцией в России.
Направления борьбы с проблемой в нашей стране на текущий момент актуализированы в Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы.
Ключевой идеей документа является формирование транспарентной и действенной правовой системы, направленной на выявление и пресечение коррупционных явлений, которая включает в себя совершенствование:
•	механизма ограничительных, запретительных мер в областях деятельности лиц, имеющих отношение государственным активам;
•	процедур по предупреждению и устранению конфликта интересов, контроля соответствия расходов доходам;
•	нормативно-правовой работы с нарушениями в области соблюдения антикоррупционных требований к должностным лицам, уголовных санкций в отношении коррупционеров;
•	практики запретов на определенные виды деятельности в отношении лиц, уволившихся с государственных должностей;
•	антикоррупционных мероприятий в отношении компаний негосударственного сегмента экономики.

Среди задач плана можно особо отметить меры предусматривающие применение современных технологий:
•	Повышение уровня и глубины контроля над доходами и расходами чиновников с подачей деклараций о доходах и собственности в электронной системе и более строгими санкциями за нарушения.
•	Совершенствование механизма обработки обращений, жалоб граждан по антикоррупционным вопросам, в том числе, с использованием интернет порталов.
•	Обеспечение прозрачности и конкуренции в системе госзакупок с обязательной публикацией информации интернет ресурсах.
•	Разработку мер противодействия использованию цифровых активов в коррупционных преступлениях.

Антикоррупционные изменения в нашей стране за последние годы привнесли реальные позитивные результаты. К примеру, проведены институциональные преобразования в сфере взаимодействия граждан и государства – созданы автоматизированные цифровые суперсервисы системы госуслуг, многофункциональные центры по принципу «единого окна», обеспечен свободный доступ предпринимателей всех уровней к госзакупкам через электронные торговые площадки. Также в широкую практику внедряется проведение электронных торгов по продаже, аренде государственного и муниципального имущества и земельных участков. Это позволило устранить человеческий фактор и в значительной степени ликвидировать условия для возникновения коррупциогенной составляющей.
В целом задача кардинального снижения уровня коррупции напрямую связана с созданием прозрачности и открытости во взаимоотношениях граждан и государственных институтов и формированием в гражданском обществе атмосферы всеобщей нетерпимости к любым проявлениям коррупции.

Савиных Н.Р., Маслов В.Н., г. Уфа, декабрь 2023. С использованием материалов: Платов, Е. В. Причины коррупции в России, 2018; Benjamin R. Foster. Social Reform in Mesopotamia // Social Justice in the Ancient World, K. Irani and M. Silver eds., 1995; Фиалковская И.Д., Коррупция: понятие, признаки, виды, 2022; Верба, Н. В. Вопрос коррупции и ее активности в Российской Федерации, 2023; Паршин, И. С. Причины и условия коррупционной преступности, 2014; ФЗ №273 от 25.12.2008 «О противодействии коррупции»; Указ Президента Российской Федерации от 16.08.2021 № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 – 2024 годы».

Противодействие коррупции – одна из ключевых задач современного государства

Противодействие коррупции – одна из ключевых задач современного государства. 

«В ком совесть есть и есть закон, тот не украдет и не обманет, а вору дай хоть миллион – он воровать не перестанет» И.А. Крылов

Коррупция - сложное социальное, экономическое и политическое явление, которое, в той или иной степени, затрагивает все страны, вне зависимости от уровня развития. Итальянский политический теоретик и мыслитель XV века Никколо Макиавелли сравнивал коррупцию с болезнью: «Вначале её трудно распознать, но легче лечить. Если же она запущена, то её легко распознать, но излечить трудно». Актуальны эти слова и в современном обществе, в том числе и в нашей стране. 
В различных сферах государственной и общественной жизни коррупция представляет серьезную опасность: подрывает доверие людей к правительству, усугубляет политическое и экономическое неравенство, порождает организованную преступность, ставит под угрозу национальную безопасность и вызывает негативные явления в экономике в целом.
Как полагают некоторые исследователи «корни» коррупции в России уходят глубоко в ее историю, где это явление взращивалось на средневековой системе «кормлений», когда назначаемые князьями чиновники на местах рассматривали свои посты в первую очередь как источники заработка. Таким же образом вплоть до XVIII века на это явление смотрела и центральная власть. Во времена правления Петра I со взяточничеством стали бороться и за взятки стали наказывать. Полностью проблему коррупции это не решило, зато вывело само явление за пределы правового поля, сделав его противозаконным по сути. С тех пор борьба с коррупцией в нашей стране велась с переменным успехом, но нормативное закрепление понятие «коррупция» впервые в истории отечественного права получило только в 2008 году.
В современной России с 2008 года реализуются Национальные планы противодействия коррупции, в соответствии с которыми создана законодательная база противодействия коррупции, приняты организационные меры по ее предупреждению. 
Федеральным законом от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определены меры, направленные на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению, заложены базовые основы в деятельности государственных и муниципальных органов по повышению эффективности противодействия коррупции.
Борьба с коррупцией - общегосударственная задача, поэтому Национальные планы противодействия коррупции утверждаются указами Президента Российской Федерации. 
Указом Президента Российской Федерации Владимира Путина от 16 августа 2021 года № 478 утверждён очередной Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 годы. В Национальном плане закреплены основные направления деятельности органов государственной и муниципальной власти по противодействию этому пагубному явлению, определена необходимость разработки антикоррупционных стандартов, особая роль отводится общественному и парламентскому контролю.
Противодействие коррупции относится к компетенции всех без исключения уровней власти и гражданского общества и ведется по двум направлениям – борьба с коррупцией и ее предупреждением. Эффективная борьба с этим злом невозможна без развития зрелого гражданского общества и независимых общественных институтов, объективной работы средств массовой информации и формирования в обществе в целом нетерпимости к коррупционным проявлениям. 
Также основным направлением в данном вопросе является повышение прозрачности в работе всех ветвей и уровней власти, их публичность открытость, повышение уровня информатизации и регламентации процедур и оказываемых услуг. 
Эта работа должна вестись в тесном взаимодействии законодательной, исполнительной, судебной властью, общественными организациями. Только всеобщие приложенные усилия способны дать ощутимый эффект по снижению коррупционных проявлений. 
За последние годы в нашей стране проведена большая системная работа в этом направлении, что в целом положительно отразилось практически на всех сферах общественной жизни. 
Коррупция - серьёзная угроза для любого государства и общества, и поэтому Российская Федерация как великая и сильная страна принимает вызов и решает эту глобальную проблему современности системно, планомерно и целенаправленно. 

Маслов В.Н., Скирмант С.Г., г. Уфа, сентябрь 2023 г. с использованием материалов: обращения Президента Российской Федерации Владимира Путина к участникам 6 сессии Конференции государств-участников Конвенции ООН по борьбе с коррупцией (г. Санкт-Петербург, 02 ноября 2015 г.) // Официальный сайт Российской газеты. Доступ: http://www.rg.ru/2015/11/02/putin-site.html / Российская газета, декабрь 2009 г. Интернет ресурс: https://info24.ru/news/v-2018-godu-v-rossii-arestovali-rekordnoe-chislo-federalnyh-chinovnikov.html Дата доступа: 31.01.2019 г. Позднякова Е. В. Административно-правовая трансформатика: защита безопасности граждан и профилактика коррупции: монография М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та. - 142 с. «Молодой учёный» №17 (255) апрель 2019 г.
       Личный прием граждан по основным видам деятельности Контрольно-счётной палаты городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – КСП Уфы) ведется председателем и (или) уполномоченными должностными лицами КСП Уфы - по адресу: 450075, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Блюхера, д. 2, корпус 2 по вторникам                                  с 16-00 до 19-00.
       Личный прием граждан осуществляется на основании предварительной записи на личный прием, которая производится в рабочие дни, кроме пятницы и предпраздничных дней, с 9-30 до 17-30, по телефону: 8 (347) 291-27-23.