В подготовленном специалистами антимонопольного ведомства письме, в частности, отмечается, что закупка у единственного контрагента целесообразна в случае, если товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках или проведение процедур определения контрагента нецелесообразно по объективным причинам — например, в случае необходимости ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. В ином случае выбор указанного способа закупки представляет собой злоупотребление правом, намеренное уклонение от конкурентных процедур (Письмо ФАС России от 21 августа 2024 г. № МШ/75011/24).
Поэтому действия заказчика по включению в положение о закупке оснований для осуществления закупок у единственного контрагента при отсутствии объективных причин, препятствующих проведению конкурентных процедур, могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке, в связи с чем такие действия могут быть оценены на предмет соответствия ч. 1 ст. 17 Закона № 135-ФЗ. При этом в случае признания в действиях заказчика нарушений, которые приводят к ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган вправе выдать предписание об устранении нарушений путем внесения изменений в положение о закупке.
В то же время действия хозяйствующих субъектов по заключению договора с единственным контрагентом по основаниям, установленным в положении о закупке, не могут быть рассмотрены на предмет нарушения ст. 17 Закона № 135-ФЗ.